(831) 283-11-87
Вход
Зарегистрироваться

Статьи
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Главная / Статьи / Как заточить пильную цепь

Как заточить пильную цепь



Симптомы затупившейся цепи.

Цепь считается изношенной, если натяжитель не обеспечивает требуемого натяжения цепи (цепь «вытянулась»).

Необходимым условием является работа острой цепью — никогда не работайте тупыми цепями!

Цепь всегда должна быть заточенной. Тогда пиление будет осуществляться эффективно, безопасно и точно. Профессиональные лесорубы знают, что заточенная цепь важнее сильного двигателя.

Как часто следует затачивать цепь?

Не существует точных нормативов по срокам заточки цепи — профессионал подтачивает цепь несколько раз в день по мере затупления. Это зависит от того, как часто вы пользуетесь пилой, и когда вы чувствуете, что пиление проходит медленнее, значит пора заточить цепь.

Если шину «уводит» — цепь также требуется заточить.

Стружка хорошо показывает состояние цепи пилы. При хорошо заточенной (острой) цепи стружка будет однородной, а опилки приблизительно квадратной формы; при сточенной цепи, в стружке будет много пыли, а опилки будут напоминать иголки, как от ручной ножовки.

Оборудование для заточки цепей

Заточку цепей следует доверить специалисту по заточке цепей, если у Вас нет заточного станка, и определенных навыков работы на нем. Подправлять цепь в домашних условиях следует цилиндрическим напильником соответствующего диаметра.

Для затачивания вам понадобятся круглый напильник, плоский напильник и комбинированный шаблон, который подходит именно для вашей пилы. Тиски тоже облегчат вашу работу.

Зажмите шину пилы в тисках и у вас будут обе руки свободны.

Механика пиления.

Как пилит цепная пила? Каждое звено действует как маленький рубанок в миниатюре. Эффективность пиления определяется разницей в высоте режущего зуба и зуба — ограничителя. Различие в высоте определяет насколько глубоко зуб будет врезаться в дерево. Зуб ограничитель должен быть на 0,5-0,8 мм ниже режущего зубца.

Вначале производите затачивание режущих зубьев. Наложите на цепь шаблон для заточки. Стрелки на шаблоне должны указывать в сторону движения цепи. Производите затачивание легким и размеренным движением, нажатие вперед должно производиться под углом к шине пилы. Угол наклона может быть различным и зависит от шага цепи. На каждый зуб должно приходиться одинаковое количество движений. Затачивайте один зуб справа и один слева.

Совет: если вы зажали шину пилы в тиски, то легче всего затачивать вначале с одной стороны каждый второй зуб и затем каждый второй зуб с другой стороны.

Стачивание зуба — ограничителя.

Наложите шаблон для зуба-ограничителя и, пользуясь плоским напильником сточите зуб-ограничитель до уровня шаблона.

У шаблона есть два положения: Н или «hard» (твердый) для твердой породы дерева, и S «soft» (мягкий) для мягкой породы дерева.

Внимание: если вы будете затачивать зуб-ограничитель без шаблона, вы можете спилить его слишком низко. Цепь тогда будет «съедать» много дерева, это увеличивает риск отдачи, усиливает вибрацию и ухудшает точность пиления.

Все зубья следует затачивать на одинаковую длину. Ориентироваться надо на длину самого затупившегося зубца. Итак, сначала измерьте длину «козырька» затупившегося зуба. Угол между боковой стороной и лезвием «козырька» во время заточки нельзя менять. Хотя «козырек» слегка наклонен книзу, угол должен быть равен 90°. Иначе заточка не будет иметь эффекта. Поскольку при затачивании зубца его внутреннее отверстие все больше расширяется, следите за тем, чтобы основание зубца всегда оставалось в горизонтальном положении. Ширина отверстия не влияет на работу пилы. Каждый зубец имеет ограничитель глубины, регулирующий глубину проникновения зубца пилы внутрь древесины. Расстояние между «козырьком» зубца и кончиком ограничителя глубины равно 0,5—1,2 мм. Оно должно оставаться неизменным. Точильный аппарат за один ход шлифует зубец и ограничитель на одну и ту же толщину материала. Чтобы сохранить изначальным закругление отверстия ограничителя глубины, его нужно после каждой третьей шлифовки подправлять. Это необходимо для того, чтобы пила «не спотыкалась».


Прежде чем купить напильник, надо уточнить размер и параметры цепи, ибо каждая пила требует особого напильника. Самыми ходовыми размерами являются ¼», 0,325», 3/8», 0,404». Только правильный выбор напильника позволит получить оптимальный результат.

Качество Вашей бензопилы определяется в первую очередь пильной цепью, направляющей шиной и ведущей звездочкой. При осуществлении пильных работ все они действуют как единый пильный аппарат и поэтому они должны обслуживаться как единый агрегат. При правильном использовании и обслуживании пильного аппарата вы обеспечите наилучший результат пиления. У любой бензопилы пилит не мотор, пилит пильный аппарат.

Основные правила, выполнение которых позволит Вам ощущать радость превосходства над древесиной любой твердости при ее пилении.

Правило №1. Никогда не используйте новую цепь со старой ведущей звездочкой или старую цепь с новой ведущей звездочкой. Возьмите одну новую ведущую звездочку и две новых цепи и путем ротационных замен во время эксплуатации добейтесь их одновременного износа. Заменяйте ведущую звездочку на новую после износа каждых двух цепей.


Правило №2. Каждая новая цепь перед использованием должна пройти обкатку. Установив новую цепь на бензопилу с новой звездочкой, запустите двигатель пилы и, прежде чем производить пиление, погоняйте цепь на малых и средних оборотах в течении 30-60 секунд для того, чтобы масло для смазки цепи могло попасть на все смазываемые части цепи и шины, чтобы цепь и звездочка хорошо разогрелись и «приработались» друг к другу. Заглушите двигатель, проверьте натяжение цепи. Вы увидите, что цепь незначительно вытянулась и провисла. Это нормальное явление. Дайте цепи остыть. Натяните цепь. Произведите несколько пропилов, прикладывая слабые усилия. Проверьте натяжение цепи. При необходимости отрегулируйте натяжение цепи, предварительно дав ей остыть. Долейте масло в систему смазки цепи и шины после выполнения этих пропилов.


Правило №3. Цепь должна быть всегда натянута. Натяжение цепи особенно важно при валке леса, когда пила наклоняется на бок. Ненатянутая цепь может соскользнуть с шины, что может привести к травме оператора. Слабое натяжение цепи — основная причина повреждения ведущей звездочки.


Натяжение цепи.

  • Заглушите двигатель.

Примечание: Никогда не натягивайте цепь сразу после пиления. Натянутая в горячем состоянии цепь при охлаждении может сжаться и будет перетянута, что приведет к преждевременному выходу пильного аппарата из строя.

  • Дайте цепи остыть.
  • Ослабьте гайки крепления шины сбоку Вашей пилы.
  • Потяните шину за нос кверху и держите так, пока производится регулировка натяжения.
  • Затяните на пиле болт, регулирующий натяжение цепи до тех пор, пока наиболее провисшие соединительные и режущие звенья поднимутся и плотно прижмутся к нижним направляющим поверхностям шины.
  • Возьмитесь за цепь в нижней части шины между носком и местом крепления, оттяните ее вниз и отпустите.

Цепь должна оттягиваться примерно на 4 мм, затем отпружинить и вернуться в прежнее положение, плотно прижавшись к нижней части шины.

  • Потянув нос шины вверх, сначала затяните заднюю гайку крепления шины, а затем переднюю.
  • Протяните цепь вручную вдоль верхней поверхности шины в направлении от двигателя к носу несколько раз.

Цепь должна плотно прилегать к шине. Но, тем не менее, свободно протягивается. Систематически проверяйте натяжение цепи при работе, особенно в первые полчаса. Если цепь ослабла, остановите работу, дайте цепи остыть и подтяните ее.


Правило №4. Цепь должна быть хорошо смазана. Постоянная подача масла на направляющую шину, цепь и ведущую звездочку жизненно необходима. Использование пильного аппарата без смазки или применение для смазки цепи и шины таких масел, как гидравлическое, трансформаторное, масло для двигателей внутреннего сгорания или так называемой «отработки» приводит к преждевременному выходу их строя пильного аппарата, особенно пильной цепи и шины.


Помните, что при максимальных оборотах двигателя бензопилы цепь достигает скорости 80-100 км/час и нерекомендуемые нами, но часто применяемые пользователями бензопил масла (гидравлическое, трансформаторное, масло для двигателей внутреннего сгорания, «отработка» и т. д. ) «слетают» под воздействием высокой скорости цепи с носка шины и смазка не попадает на нижнюю, рабочую часть шины, носовую звездочку и ведущую звездочку, что приводит к преждевременному выходу пильного аппарата из строя (вытягивается цепь, разрушаются направляющие рельсы шин, выходит из строя носовая звездочка шины).

Мы рекомендуем всем пользователям бензопил, электропил, харвестеров, и других машин и агрегатов, где используются пильные цепи и шины, применять для их смазки специально разработанные и предназначенные для этого масла.


Правило №5. Цепь должна быть хорошо заточена Будучи заточена, цепь будет хорошо работать. Если она не заточена, тупая, но применяется в работе, это приводит к преждевременному выходу из строя пильного аппарата. Оператору приходится прикладывать дополнительное усилие на пилу, давить на нее, а это, в свою очередь, может повлечь за собой растяжение цепи, обрыв ее, выход из строя направляющей шины. В этом случае возрастает нагрузка и на моторный блок пилы.

Помните, что пилить нужно только заточенной цепью, на максимальных оборотах двигателя и не прикладывая усилия на пилу (не давить). Цепь должна сама вгрызться в древесину и делать свою работу.


Правило №6. Ограничитель глубины пропила должен быть отрегулирован и заправлен. Проверяйте регулировку ограничителя глубины пропила после каждых 3-4 заточек цепи.

Помните, что регулировка и форма ограничителя глубины пропила имеют ключевое значение для улучшения рабочих характеристик цепи и повышения безопасности оператора. Установите калибр поверх цепи таким образом, чтобы только один ограничитель глубины пропила попал в прорезь калибра. Если ограничитель глубины пропила выступает из прорези, обточите его плоским напильником до уровня верхней базовой поверхности калибра.

Никогда не стачивайте ограничитель глубины пропила до такой степени, чтобы высота регулировки превышала установленную для данной цепи высоту.


Примечание. Никогда не обтачивайте и не меняйте форму вершин амортизирующих соединительных и ведущих звеньев.


(по материалам интернет изданий)